Деятельность гимназии осуществляется в тесном сотрудничестве с Институтом содержания и методов обучения Российской Академии образования. Основными направлениями научно-методической и опытно - экспериментальной работы, проводимой в рамках этой деятельности, являются:
• Модернизация начальной школы (в рамках эксперимента 1-4 классы).
• Совершенствование структуры и содержания общего среднего образования в условиях его модернизации.
• Проблема преемственности преподавания общеобразовательных предметов в начальной, основной и средней школе.
• Опытно – экспериментальная проверка учебно-методических комплексов, разработанных авторскими коллективами ИСМО РАО
Гимназия также сотрудничает с Центром «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.
Приоритетами совместной деятельности являются:
• Разработка содержания педагогической деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по системе «знание – игра – творчество»
• Базисная программа «Истоки».
В гимназии:
• Ведется преподавание английского языка с 4-х лет;
• С 6 класса вводится преподавание немецкого языка, как второго иностранного;
• С 4-х лет вводится обучение компьютерной грамотности;
• Действует научное общество учащихся;
• Проводятся научно – практические конференции учеников;
• Гимназисты постоянные участники и лауреаты Российских, областных научно – практических конференций и олимпиад;
• Выпускники показывают высокие результаты по итогам аттестации в форме единого государственного экзамена.
Выпускники поступают в ведущие высшие учебные заведения Российской Федерации: МГУ, Академия космических войск (г, Санкт – Петербург), медицинский государственный университет (г, Самара), государственный университет (г. Пенза), архитектурно – строительный университет (г. Самара), педагогический университет им, Белинского (г. Пенза), государственный университет сервиса (г. Москва), государственная технологическая академия (г. Пенза).
Основными направлениями профильной и предпрофильной подготовки учащихся в гимназии являются информационно – технологическое, гуманитарное и естественнонаучное. Они осуществляются за счет часов школьного, гимназического компонентов, кружковой и клубной работы.
Гимназия готовит социально адаптированных выпускников с учетом современных потребностей рынка труда.
Обучение и воспитание осуществляется высоквалифицированными педагогами, 75% которых имеют высшую квалификационную категорию.